Проф-Диалог

Мотивация (Психологический тест: PRO-отчет)

Раздел «Мотивация» описывает способы, которые будут наилучшим образом мотивировать респондента на деятельность. Чтобы повысить мотивацию сотрудника, руководителю необходимо создать среду, в которой у сотрудника будут реализовываться данные виды мотивации.

Способы мотивации расположены в иерархическом порядке – чем выше способ мотивации в списке, тем больше он свойственен респонденту.
Помимо описания самих видов мотивации, в отчете представлены рекомендации для руководителя, каким образом их использовать. В версии отчета для респондента рекомендации отсутствуют.
Виды мотивации
1. Аффилиации
Потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– включать респондента в профессиональные сообщества, где сложились гармоничные, бесконфликтные отношения;

– использовать в коммуникациях, где нужен человек спокойный, позитивный, внимательный и доброжелательный;

– предлагать респонденту деятельность, в которой нужно поддерживать гармоничные отношения, завоевывать расположение партнеров;

– демонстрировать доверие к респонденту;

– стимулировать честность и порядочность респондента в отношениях с людьми.

2. Безопасности жизни
Мотивация сохранения жизни, создания безопасных условий.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– прояснить потребности респондента, удовлетворение которых обеспечивало бы ему ощущение безопасности и уверенности в себе;

– создавать комфортные условия деятельности, при которых респондент чувствовал бы себя в безопасности;

– уточнять, насколько условия деятельности соответствуют пожеланиям респондента;

– исключать возможность участия респондента в деятельности, связанной с риском и экстремальными условиями.

3. Быть полезным и преданным делу
Стремление быть нужным, востребованным; стремление включаться в совместную деятельность.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– предоставлять респонденту возможность проявить себя в деятельности;

– подчеркивать значимость респондента в компании, организации;

– стимулировать реальные профессиональные результаты и достижения респондента;

– при достижении персональных успехов, ставить респондента в пример другим;

– создавать условия, при которых респондент мог бы оказывать помощь другим сотрудникам, передавать опыт.

4. Влияния и манипуляции
Стремление и способность использовать манипулятивные способы воздействия для достижения значимых ситуативных целей.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– включать респондента в деятельность, предполагающую опосредованное влияние на людей (поведением, имиджем, жестами, мимикой, информацией, созданием обстоятельств и пр.);

– использовать способности респондента к манипулятивному поведению, включая его в переговорные процессы и целенаправленное взаимодействие;

– давать респонденту возможность участвовать в мероприятиях, предполагающих манипулятивное влияние на людей.

5. Доминирования и управления
Мотивация организации, руководства и контроля деятельности людей.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– поручать респонденту управление проектами или направлениями деятельности;

– делегировать респонденту функции управления группами, командами, подразделениями;

– замечать и стимулировать достижения респондента в управленческой деятельности;

– предоставлять самостоятельность в принятии решений (при этом необходимо контролировать результат).

6. Испытания сил, преодоления себя
Стремление испытывать себя, решая новые профессиональные задачи и преодолевая личностные проблемы. Желание взять на себя решение сложных и ответственных задач.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– поручать респонденту как можно больше разнообразных, сложных и ответственных заданий;

– до постановки соответствующей конкретной задачи и включения в деятельность уточнять наличие у респондента интереса к её исполнению;

– включать респондента в разрешение сложных, экстремальных ситуаций.

7. Избегания обвинений и неудач
Стремление респондента избегать участия в деятельности, если нет уверенности в успехе. Болезненное переживание замечаний, обвинений.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– предварительно изучать способности и возможности респондента в реализации профессиональных задач, которые предполагается поручить;

– включать респондента в деятельность, проекты, где вероятность достижения им успеха достаточно высока;

– стимулировать профессиональное развитие респондента, уверенность в себе, которая формировалась бы в ходе реализации им профессиональных задач;

– бережно относится к формирующемуся опыту респондента, ошибки и неудачи корректировать обучением и позитивной обратной связью по итогам практической работы.

8. Инспектирования, контроля

Мотивация осуществлять контрольно-оценочные функции, проводить инспектирование.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– поручать респонденту осуществление контрольно-оценочных функций и функций инспектирования, проверки деятельности сотрудников, структурных подразделений и организаций;

– стимулировать эффективные результаты контрольно-оценочной деятельности респондента;

– препятствовать проявлению респондентом в процессе контроля и инспектирования агрессии, негативизма и доминирования.

9. Изменений, новизны ощущений
Стремление избегать монотонности, повторяемости и неизменности в деятельности, отношениях. Стремление включаться в новые проекты, новые системы отношений, знакомства, виды деятельности.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– включать респондента в динамичную, новую для него деятельность, в которой необходима изменчивость и гибкость;

– стимулировать желание респондента пробовать, рисковать, познавать новое, реализовывать себя в ранее незнакомом, неизвестном.

10. Конструирования, моделирования
Мотивация конструировать, моделировать, создавать или воссоздавать что-либо, опираясь на интеллектуальные ресурсы и имеющийся опыт.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– включать респондента в конструкторскую деятельность, разработку эффективных моделей чего-либо;

– поручать исследование и обоснование технологических и системных процессов, явлений.

11. Независимости
Мотивация самостоятельной работы на участке деятельности, где можно было бы избежать влияния извне и внешних структурных рамок, воспринимающихся как ограничения свободы деятельности.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– поручать респонденту задачи, требующие самостоятельной деятельности при минимальном вмешательстве и контроле;

– поручать ведение проектов респонденту с возложением индивидуальной ответственности как за процесс, так и за результат;

– не назначать респондента на такие должности, где требуется коллегиальное принятие решений.

12. Оздоровления, сохранения и поддержания здоровья
Мотивация поддерживать и беречь здоровье, лечиться. Стремление внимательно отслеживать собственное состояние здоровья, наблюдаться у врачей.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– предоставлять время, необходимое для оздоровительных процедур, медицинских осмотров и диспансеризации;

– не поощрять и не поддерживать разговоров респондента о возможных болезнях, их опасности;

– создавать условия для занятий физической культурой, производственной гимнастикой;

– своевременно предоставлять очередной отпуск;

– рекомендовать и стимулировать санаторно-курортное лечение;

– стимулировать активность и позитивизм респондента;

– отвлекать респондента от мыслей о возможных заболеваниях;

– включать респондента в группы, где взаимодействие строится на позитивизме отношений, уверенности в успехе, взаимопомощи и поддержке здоровых устремлений.

13. Обеспечения защиты кого-либо или оказания помощи

Мотивация оказывать посильную помощь и обеспечивать защиту нуждающихся.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– включать респондента в деятельность, где он мог бы проявить себя как помощник или защитник;

– стимулировать успехи респондента в эффективной деятельности по оказанию помощи или поддержке кого-либо.

14. Общения и взаимодействия
Мотивация общения и взаимодействия с разными людьми. Потребность в разнообразных контактах.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– включать респондента в деятельность, предполагающую общение и взаимодействие с людьми;

– стимулировать успешность и результативность коммуникативных контактов респондента;

– включать респондента в командную коммуникативную деятельность.

15. Поддержания порядка
Мотивация поддержания установленного порядка.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– включать респондента в деятельность, которая предполагает поддержание понятного для него порядка;

– информировать респондента об определенном порядке в компании, который необходимо поддерживать;

– обучать респондента организации и поддержанию необходимого порядка;

– поручать респонденту деятельность по наведению определенного порядка и контролю за его соблюдением в компании;

– стимулировать респондента за успехи, достигнутые в поддержании установленного порядка.

16. Нормативности и исполнительности
Стремление подчиняться и выполнять указания. Желание избежать таким образом ответственности за принятие собственных решений.

Рекомендации по поддержанию порядка:

– создавать условия, при которых на респондента не возлагается чрезмерная персональная ответственность;

– создавать предсказуемые и прогнозируемые для респондента условия деятельности;

– учитывать при взаимодействии с респондентом его чувствительность, ранимость.

17. Познания, исследования
Мотивация познания нового, исследования каких-либо явлений, событий, обстоятельств.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– включать респондента в исследовательскую деятельность, связанную с овладением новыми знаниями и построением выводов.

– стимулировать стремление к познанию, эффективной аналитике.

18. Предпринимательская
Мотивация создавать новые проекты, разрабатывать альтернативное видение вариантов деятельности. Стремление реализовать новации.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– включать респондента в реализацию новых проектов, требующих творчества и активного взаимодействия;

– привлекать респондента к разработке общей стратегии проекта, особенно на стадии запуска.

19. Признания статуса
Мотивация признания профессионального статуса в иерархии среди других сотрудников.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– создавать условия для проявления и подтверждения статусной позиции респондента (публично поддерживать и закреплять статус респондента, поощрять респондента, подчеркивая его статусную позицию);

– не допускать ситуаций, в которых статусная позиция респондента ставилась бы под сомнение (исключать необоснованную критику, индивидуально с респондентом обсуждать проблемные вопросы);

– стимулировать стремление респондента развиваться в тех направлениях деятельности, которые способствуют поддержанию его статуса, но при этом актуальны и для компании.

20. Противодействия, противоборства
Стремление противодействовать любым условиям, людям, с которыми возникает несогласие.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– использовать респондента в деятельности, связанной с обеспечением безопасности компании, других людей;

– предлагать респонденту участие в проектах, предполагающих конкуренцию, умение бороться за свою позицию и интересы.

21. Проявления альтруизма
Мотивация оказания посильной помощи нуждающимся.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– стимулирование альтруистической позиции респондента;

– включение респондента в деятельность, предполагающую оказание помощи кому-либо.

22. Развития профессионализма
Заинтересованность респондента в том, чтобы стать профессионалом в своей работе.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– создавать возможности для решения респондентом профессиональных задач, реализация которых позволит ему испытывать самоуважение и уважение со стороны коллег;

– продвигать респондента по такому пути развития карьеры, который был бы связан с совершенствованием его профессионального мастерства;

– стимулировать профессиональные достижения респондента.

23. Самоактуализации
Мотивация реализации личностно-профессионального потенциала.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– обеспечить обучение и развитие респондента по актуальным для него направлениям и программам;

– стимулировать стремление респондента проявить себя, пробовать свои силы, проверять свои способности в разных направлениях;

– предоставить респонденту возможность выбора и развития в тех областях деятельности, в которых он стремится развиваться.

24. Самовыражения и признания

Мотивация получения обратной связи о своей успешности в деятельности. Подтверждение собственной статусной позиции в коллективе.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– замечать и публично фиксировать достижения респондента, отмечать его место и роль в деятельности компании;

– поручать респонденту деятельность, предполагающую публичную самопрезентацию, позиционирование чего-либо.

25. Свободы самореализации

Мотивация преодоления ограничений свободы деятельности. Стремление действовать свободно, делая собственный выбор в соответствии с обстоятельствами, интересами.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– поддерживать интерес к деятельности у респондента;

– предоставлять респонденту определенную свободу профессионального самовыражения;

– делегировать респонденту задачи, предполагающие активность, построения новых контактов, связей;

– подчеркивать высокую степень свободы деятельности и доверия, предоставленную респонденту.

26. Создания и поддержания комфорта
Мотивация к деятельности в соответствии с оптимальным, по представлению респондента, стилем и образом жизни. Для такого сотрудника важен баланс между работой и личной жизнью, и он ценит организационную гибкость работы.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– предоставление условий, соответствующих ожиданиям респондента (гибкий график, неполный день и др.);

– использование возможностей дистанционной деятельности;

– оценка работы по результату, а не по времени, проведенному в офисе.

27. Сохранения неизменности личностно-профессиональной позиции и статуса
Мотивация сохранения профессиональной позиции и профессионального статуса. Стремление к сохранению стабильной работы без особых изменений на длительный срок. Мотивация сохранения неизменности команды и системы отношений.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– предлагать респонденту привычную работу;

– включать респондента в долгосрочные проекты, которые дают чувство стабильности;

– поручать респонденту работу в уже существующих проектах.

28. Творческой самореализации
Мотивация творческой деятельности, сопряженной с личностным интересом и эмоциональной включенностью.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– поручать респонденту профессиональные задачи, требующие альтернативного видения способа решения, творческого подхода в деятельности;

– включать респондента в творческие проекты;

– использовать нестандартное мышление респондента в обсуждении и решении профессиональных задач;

– поручать респонденту вырабатывать творческие предложения по развитию компании;

– стимулировать респондента за удачные находки.

29. Удовлетворения физиологических потребностей
Удовлетворения базовых физиологических потребностей: физического комфорта, отдыха, физической разрядки.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– обеспечение комфортных условий труда и отдыха для респондента;

– создание условий для психофизической разрядки (спорт, активный отдых, подвижные игры, экстремальный спорт);

– создание комфортных условий профессиональной деятельности для респондента;

– предоставление респонденту возможностей активного отдыха за пределами организации;

– поддержание определенного и понятного порядка и распорядка дня;

– организация питания, соответственно потребностям респондента в установленное время.

30. Физической деятельности, ручного труда.
Мотивация заниматься физическим трудом, делать что-либо руками.

Рекомендации по поддержанию мотивации:

– включать респондента в активную физическую деятельность;

– стимулировать эффективный физический труд;

– оценивать качество ручного труда.