Проф-Диалог
Конструктор ProfMapper – Шкалы
В этой статье мы рассмотрим, как использовать шкалы в конструкторе ProfMapper при создании тестов.
Для примера рассмотрим «Анкета для изучения степени выраженности ключевых универсальных компетенций сотрудников». В анкете представлено 12 шкал. Каждая шкала является показателем, который измеряет определённые компетенции.
У каждой шкалы есть название и краткое обозначение. Также для шкалы можно задать описание, которое затем будет выводиться в отчёт при интерпретации данной шкалы.
Интерпретация нужна для того, чтобы посмотреть, какой уровень получил пользователь по шкале, и вывести тот или иной текст.
Вот шкала «Коммуникации»: её минимальное значение может быть ноль, максимальное — 100. Если, например, уровень больше или равен 75, то выводится «высокий уровень компетенции коммуникации».
Уровней может быть любое количество. Чтобы добавить уровень, нажмите «Добавить уровень шкалы».
Далее введите текст и числа. Также, если вы добавляете несколько уровней, то числовые показатели следует редактировать, начиная с самого высокого.
Также в ProfMapper есть модуль математических расчётов, который позволяет вам производить дополнительные расчёты со значениями шкал. Об этом подробно будет рассказано в другой статье.
Теперь рассмотрим, как это будет выглядеть в самих вопросах теста. Все вопросы по шкале «Коммуникация» расположены в одноименном разделе.
Есть вопрос «Я могу легко и эффективно общаться с коллегами». Если вариант ответа «Совсем не согласен», то по шкале не добавляется ни одного балла. Если ответ «Не согласен», то добавляется один балл по шкале «Коммуникации». Если ответ «Нейтрален», то добавляется 2 балла. Если «Согласен» — 3 балла, и «Полностью согласен» — 4 балла. Так как в разделе «Коммуникация» всего 4 вопроса, то максимальное количество баллов, которые пользователь может набрать по шкале «Коммуникация», это 16.
В модуле математических расчётов эти 16 баллов преобразуются в 100 баллов. Если пользователь набрал 8 баллов, то это преобразуется в 50 баллов. Если набрал ноль, то и останется ноль. Если набрал 4 балла, то это преобразуется в 25 баллов и т.д.
И поскольку мы приводим шкалу к 100-балльной системе, интерпретация будет основываться на уже преобразованных баллах. Данная система расчёта связана с типом вопроса — «Переключатель».
Можно привязать данную систему расчёта к «Выпадающему списку». Здесь также представлено несколько вариантов ответов, и можно привязать к одному или нескольким вариантам ответов любые значения шкал.
Также это возможно с вариантом ответа «Флажки», когда вы можете выбрать несколько вариантов ответа. Здесь также можно привязать значения шкал. Баллы в данном случае добавляются ко всем правильным ответам.
Следующий вариант вопроса — это «строка — число». В данном случае есть строка, в которую вы можете ввести числовой ключ.

К примеру, вы установили ключ «10». Если пользователь даст ответ на вопрос «10», то будет добавляться балл по этой шкале.
Есть вариант с «полем с одну строку - текст». Здесь можно вводить не только числа, но и текст, и здесь также можно добавлять ключи. Ключи добавляются через точку с запятой.
Например, вы добавили слово «пирог», и любой ответ, который будет включать это слово, без учёта регистра, будет добавлять балл по шкале. Или вы можете добавить два слова через точку с запятой, например, «пирог;веник». Тогда балл будет добавлен, если ответ содержит любое из этих двух слов.
Также можно привязать шкалу к ответу «Ползунок». В шкале «Ползунок» есть минимальное и максимальное значения, и участник опроса в качестве ответа сможет выбрать любое целое число в этом диапазоне.
Далее вы выбираете шкалу и привязываете минимальное значение к нижней границе и максимальное — к верхней. Чем выше значение ползунка, тем большее значение по шкале получит пользователь.
Есть ещё один формат вопроса — это «Ранжирование». Здесь пользователь выставляет опции в определённом порядке. Этот тип вопроса используется, когда есть несколько разных шкал, и вы привязываете к каждой шкале одинаковое количество баллов.
Участник опроса расставляет эти ответы в определённом порядке. Тот ответ, что он поставил на самую первую позицию, даст полный балл по соответствующей шкале (в данном случае, 2). Тот ответ, что он поставил на последнюю позицию, даст по своей шкале 0 баллов. И, наконец, ответы расположенные между первым и последним, дадут своим шкалам значения, пропорциональные своим позициям.
Например, в данном случае у нас между первой и последней только одна позиция (вторая), соответственно ей будет присвоен 1 балл (50% от максимального).
Если бы у нас было суммарно четыре позиции, то промежуточные (вторая и третья) получили бы 1,33 балла (67%) и 0,67 баллов (33%) соответственно.
После того как вы создали шкалы, вы можете с их помощью создавать формы отчётов.
Как вы видите, в данной анкете есть раздел «Информация об участнике», раздел отчёта «График шкал», раздел «Коммуникация», где рассматривается интерпретация какой-то одной шкалы, и другие. Ниже показано, как будут выглядеть эти разделы в отчёте.
В указанном примере мы демонстрируем тот формат отчёта, который есть в каталоге по умолчанию. Однако для себя в разделе «Отчёты» вы можете генерировать собственные форматы отчётов.