Проф-Диалог

Критерий диагностики #3 – Психологическое состояние (Психологический тест: краткий отчет)

Критерий «Психическая склонность к профессии» характеризует отсутствие у респондента факторов психологических риска. Чем ниже этот критерий, тем больше у респондента выявлено психологических проблем.
Нельзя самостоятельно доводить до тестируемого, какие именно у него могут быть психологические проблемы (факторы психологического риска). Это может сделать только эксперт Проф-Диалог в ходе личной беседы с респондентом.

Возможные уровни критерия:
Каждому выявленному фактору риска посвящена своя страница в отчете. Она включает в себя два раздела: описание фактора риска и рекомендации по взаимодействию с респондентом, у которого выявлен этот фактор.

При отборе кандидата на должность наличие нескольких факторов риска может быть серьезной причиной, чтобы не брать его.



Список возможных факторов риска:

Соматизация тревоги
Наблюдается повышенное внимание респондента к своему состоянию здоровья и самочувствию. Регулярно испытывает слабость, утомление, снижение жизненных сил, болезненные ощущения. Часто бывает раздражительным.

Респондент может иметь навязчивый страх опасной болезни, следствием которого является чрезмерная забота о своем здоровье. В таком состоянии человек много времени уделяет сбережению своего здоровья и лечению.

Рекомендации:

• Ограничить общение и взаимодействие с людьми, имеющими проблемы со здоровьем.

• Противопоказана учебная и профессиональная деятельность, связанная с медициной, а также любая деятельность, предполагающая изучение каких-либо заболеваний или контакт с больными людьми.

• Не вести с респондентом беседы о медицине и болезнях. Ни в коем случае не усугублять тревогу респондента касательно его состояния здоровья.

• Включать в активные виды деятельности, предполагающие интерес и эмоциональную вовлеченность.

• Создать условия покоя и комфорта на рабочем месте и дома.

• Не создавать чрезмерную умственную и физическую нагрузку.

• Не включать в деятельность, предполагающую стресс и психическое напряжение.

• Рекомендуется психологическая консультация.

Депрессивные тенденции

У респондента наблюдается склонность к пониженному настроению и депрессии. Может часто испытывать чувство грусти, вины, неблагополучия, безразличия, апатии, разочарования. Предъявляет к себе завышенные требования, недооценивает свою значимость и полезность. Склонен пессимистически оценивать будущее. Нарастание депрессивных тенденций приводит к снижению жизненных сил и мотивации.

Рекомендации:
• Рекомендуется психологическая консультация.
• Нуждается в контроле и наблюдении.
• Целесообразно через определенный период, после прохождения курса психотерапии, повторно пройти тестирование.
• Нуждается в сочувствии, сопереживании, поддержке.
• Исключить жесткость и проявление агрессии во взаимодействии с респондентом.
• Не создавать чрезмерную умственную и физическую нагрузку.
• Не включать в деятельность, предполагающую стресс и психическое напряжение.
• Избегать постановки новых, сложных профессиональных задач.

Невротическая потребность в привлечении внимания
Наблюдается выраженное стремление респондента привлекать к себе внимание при помощи демонстрации своих достоинств на публике, провокационной эмоциональности, яркости и артистичности поведения.
При недостатке внимания или игнорировании со стороны окружающих может проявлять конфликтность, пытаться занять оппозиционную большинству коллектива позицию, вести себя вызывающе. Возможно, будет негативно влиять на деятельность команды, отвлекая ее от дела.

Рекомендации:
• Предоставить возможность демонстрировать свои достижения, успехи окружающим.
• Включать в публичную деятельность.
• Исключить критичность, жесткость во взаимодействии и оценке результатов деятельности.
• Стимулировать успехи и достижения.
• Объяснить, что чрезмерно демонстративное поведение может вызывать агрессию со стороны окружающих.
• Замечать и позитивно оценивать выгодные для дела проявления личности.

Недоверчивость, агрессивность
Респондент проявляет недоверчивость к людям, стремится контролировать их действия. Свойственна доминантность и наступательность в поведении, которая может перерастать в придирчивость и агрессивность. Может быстро выходить из себя, разряжать свое напряжение на окружающих, совершать импульсивные поступки. Отличается нетерпеливостью, затруднениями в планировании, пренебрежением последствием своих действий. В стрессовых ситуациях возможна непредсказуемость и неуправляемость поведения.

Рекомендации:
• Создать условия эффективной психофизической разрядки, а именно: занятия спортом, экстремальный туризм, физический труд и пр.
• Показаны: массаж, сауна, бассейн и пр.
• Создать условия эмоциональной разрядки: посещение стадионов, спортивных соревнований, массовых действий и зрелищ.
• Исключить жесткость и агрессию во взаимодействии, не провоцировать респондента.
• Терпеливо относиться к непростому характеру респондента.
• Формировать доверительное отношение к людям.
• Не включать в командную работу, если респондент часто вступает в конфликт с участниками команды.
• Не включать в деятельность, в которой требуется терпение или мягкое, вежливое взаимодействие с людьми.

Консерватизм, негибкость
У респондента возможно наличие сверхценных идей, убеждений, заключающихся в абсолютизации некоторых убеждений и полной им приверженности.
Респондент может быть подозрителен по отношению к другим, длительно переживать обиды и негативные эмоции, остро реагировать на ущемление своих прав. Негибок в общении, критически относится к окружающим людям, может обвинять их и предъявлять требования. Стремится к превосходству и повышению своего положения.

Рекомендации:
• Принять право респондента на точку зрения, позицию, если она не препятствует его профессиональной деятельности.
• Не пытаться переубедить респондента, спорить с ним.
• При наличии у респондента убеждений, мешающих профессиональной деятельности, искать возможность перемещения на другую должность, в которой нежелательные убеждения минимально влияли бы на эффективность работы.
• Относиться к респонденту с уважением, не ставить под сомнение его статус.
• Свести к минимуму постановку перед респондентом задач, предполагающих быстрые изменения.
• Создать стабильные, исключающие неопределенность условия работы.

Неуверенность, ранимость
Наблюдается высокая степень чувствительности и восприимчивости респондента. Характерны неуверенность в себе, сниженная самооценка, колебания при принятии решения, сомнения в его правильности, стремление перепроверять сделанное, опасения по поводу возможных последствий. Ориентирован на избегание неудач, тщательно планирует свои действия, действовать предпочитает только при наличии гарантированного результата. В крайних случаях возможно наличие навязчивых страхов (фобий) и навязчивых действий (ритуалов).

Рекомендации:
• Нуждается в сочувствии, сопереживании, поддержке.
• Исключить жесткость и проявление агрессии во взаимодействии с респондентом.
• Способствовать повышению самооценки и развитию уверенности в себе.
• Не создавать чрезмерную умственную и физическую нагрузку.
• Исключить виды деятельности, связанные с чрезмерным напряжением и стрессом.
• Свести к минимуму ситуации неопределенности, непредсказуемости и неупорядоченности.
• Создать спокойные, безопасные и комфортные условия для работы и учебы.
• Рекомендуется пройти психологическую консультацию.
• Целесообразно через определенный период, после прохождения курса психотерапии повторно пройти психодиагностику.

Специфичность мышления
В силу нестандартности, сложности мыслительных процессов и восприятия реальности респондент может неправильно понимать возложенные на него задачи и обязанности. Возможны трудности в адаптации к работе по плану и распорядку.
Может испытывать трудности в понимании окружающих и в выражении своих чувств. Может быть свойственна необычность поведения, непохожесть на других, своеобразие восприятия и суждений.

Рекомендации:
• Принять нестандартный характер респондента, терпеливо относиться к особенностям его проявлений.
• Включать в творческую деятельность или в деятельность, связанную с решением нестандартных, сложных задач в области науки.
• Исключить жесткость и проявление агрессии во взаимодействии с респондентом.
• Использовать наставничество для постепенной адаптации респондента к профессии.
• Способствовать повышению самооценки респондента и развитию его уверенности в себе.
• Осуществлять контроль процесса деятельности респондента.
• Не поручать респонденту работу, связанную с активным взаимодействием с другими людьми.

Снижение жизненных сил
У респондента проявляется снижение активности, потеря интереса к жизни и профессиональной деятельности. Возможно проявление общей слабости, снижение мотивации, безразличие, отстраненность, легкое чувство вины, недооценка собственных возможностей. Понижен уровень оптимизма и жизнелюбия.

Рекомендации:
• Создать условия отдыха, покоя, комфорта на рабочем месте и дома.
• Исключить жесткость и проявление агрессии во взаимодействии с респондентом.
• Поручать деятельность, которая могла бы быть наиболее интересна респонденту.
• Не создавать чрезмерную умственную и физическую нагрузку.
• Не включать в деятельность, предполагающую стресс и психическое напряжение.
• Рекомендуется пройти психологическую консультацию.