Известные ученые - специалисты в области психодиагностики профессор Франк Шмидт (Frank L. Schmidt, университет Айовы) и Джон Хантер (John E. Hunter, Мичиганский университет) провели анализ научного опыта в области отбора персонала, собранного за 85 лет. Согласно их практическим и теоретическим выводам, люди с более высоким интеллектом
значительно эффективнее, быстрее осваивают необходимые знания и рабочие навыки (в том числе непосредственно на рабочем месте), охотнее учатся и приносят больше прибыли.
«Очень важно понимать, что для того, чтобы сотрудник, занимающий определенную должность, приносил компании больше прибыли, был более продуктивен и быстрее
адаптировался к деятельности, он должен обладать не только личностными качествами, компетенциями, соответствующими должности, но и высоким
уровнем интеллекта». Psychological Bulletin (журнал Американской психологической ассоциации, American Psychological Association).
Для отбора кадров могут использоваться как тесты общего интеллекта, так и специальные, направленные на измерения отдельных составляющих интеллекта: вербального, пространственного, аналитических способностей, типа мышления. Например, высокий уровень вербального интеллекта важен для журналистов, преподавателей, политиков и т. д.
Однако, как показал анализ данных, полученных в результате проведения масштабного исследования по заказу Министерства труда США (выборка включала более 32 тыс. сотрудников, 515 видов работ), в ходе которого оценивалась эффективность трудовой деятельности и обучающих программ, ключевую роль играет именно
уровень общего (генерального) интеллекта.
Человек с высоким уровнем общего (генерального) интеллекта будет эффективней на любой должности и в любой профессии.
Таким образом, для того чтобы сотрудник приносил компании больше прибыли, был обучаем и адаптивен, он обязательно должен обладать высоким уровнем общего (генерального) интеллекта.
Современные научные исследования показали, что спрогнозировать успешность кандидата на рабочем месте на основе оценки его интеллекта намного проще и эффективнее, чем по результатам ассесмент-центра.
Сейчас в интернете существует большое количество тестов на определение IQ. Но далеко не все из них дают надежные результаты.
Прежде чем применять интеллект-тесты, надо разобраться, что именно они измеряют, кем разработаны, где апробированы и кем адаптированы, на каких группах были выведены нормы и т. д.
Проблема большинства представленных в интернете тестов в том, что они, как правило, оценивают не интеллект в целом, как способность устанавливать логические связи, а всего лишь умение решать узконаправленные задачи: (математические, лингвистические, понятийные, задания на образное мышление, эрудицию и т. д.). На результаты таких тестов
нельзя ориентироваться при отборе кадров, поскольку часто человек может легко справиться с конкретным видом задач в силу образования, опыта работы и т. д., но это вовсе не будет свидетельствовать о наличии у него высокого уровня генерального интеллекта.