Мы запустили новый модуль для анкетирования и тестирования сотрудников – ProfMapper. Более 30 новых анкет и тестов, возможность конструировать свои опросники и многое другое!

Управление адаптацией персонала

Рассказываем, как помочь сотрудникам приспособиться к продуктивной деятельности в вашей компании.
1

Познакомимся с понятием «адаптация персонала», чтобы выполнять управление грамотно

Как бы сильно ни старался руководитель, но состав рабочего коллектива время от времени меняется. Это отнюдь не статичное образование, и изменения в каждой организации происходят на регулярной основе. Это жизнь: кто-то болеет, кто-то понимает, что работа в данной компании не соответствует его жизненным ориентирам, кто-то уходит в декрет, а кто-то меняет место работы, например, на более удобное с точки зрения геолокации. 

Соответственно, перед работодателем встаёт задача подбора новых сотрудников для восполнения количества рабочей силы. А может быть и такая ситуация, когда компания начинает набирать обороты и требуется расширить штат. Опять же встаёт вопрос о поиске новых людей, которые смогут достойно представлять интересы организации.
Современные руководители не на шутку озадачены стремлением вывести свою компанию на новый уровень, обогнать конкурентов и занять лидирующую позицию на рынке услуг. Поэтому они предпринимают всевозможные меры для повышения эффективности своих работников, серьёзно подходя к оценке управления адаптацией действующего персонала. 

Одной из самых востребованных стратегий повышения КПД организаций стало внедрение в рабочий процесс мероприятий по облегчению системы адаптации персонала к условиям труда.

Грамотная система управления адаптацией персонала – это процесс ознакомления сотрудников с условиями и правилами работы в организации, а также помощь в интеграции работника в коллектив.
 По итогам данного процесса у сотрудника должно возникнуть четкое представление о правилах поведения, корпоративной иерархии, целях и задачах, которые решает его специальность.
2

Зачем грамотному руководителю заниматься управлением трудовой адаптацией персонала?

В ходе практики, наша команда часто сталкивается с подобной ситуацией.

Можно предположить, что такая ситуация встречается достаточно часто в рядах руководителей. Зачем тратить ресурс на помощь новичкам в адаптации в новом коллективе? Зачем использовать методы управления адаптацией персонала для выгоревших сотрудников? Кому надо – адаптируются сами.

Давайте копнём в глубь вопроса. Почему же в Европе ни один руководитель не манкирует этот момент в развитии своей команды? Почему самые успешные и популярные компании не жалеют любых средств на создание благоприятных условий для своих сотрудников? Неужели без этого никак не обойтись?

Система управления адаптацией персонала действительно является мощным инструментом в руках грамотного руководителя, поскольку она помогает решить очень широкий спектр задач.
адаптация молодых сотрудников к новым условиям повышение эффективности
  • 1
    Значительное повышение КПД сотрудника. Действительно, человек, который сильно хочет работать в вашей компании, может самостоятельно адаптироваться к новым условиям. Спустя время он переборет свой страх и неуверенность, включаясь в деятельность компании. Но насколько многогранно раскроется его потенциал? Ведь может сложиться такая ситуация, что талантливейший человек будет реализоваться лишь на 10-20% от своих возможностей из-за влияния избыточного стресса. А теперь представьте, что руководитель ответственно подошёл к анализу управления профессиональной адаптацией персонала. На что будет способен этот человек, функционируя в благоприятных условиях! Да ведь он один сможет вывести всю организацию на существенно новый уровень! Ни один успешный руководитель не жалеет сил на то, чтобы помогать действительно перспективным людям раскрыться.
  • 2
    Предотвращение конфликтов и ссор в коллективе. Как много времени уходит впустую из-за разборок между коллегами! Очень часто именно конфликты становятся разрушающим фактором командной работы, именно из-за постоянных разногласий коллеги не могут продуктивно работать, тратя рабочее время на выяснение отношений. Согласитесь, ситуация очень часто встречается. Различные направления адаптации персонала, в свою очередь, помогают сплотить людей, помочь им пропитаться командным духом и почувствовать себя единым целым.
  • 3
    Четкое распределение ролей в коллективе. По результатам внедрения грамотного подхода к управлению адаптацией персонала сотрудники должны получить чёткое представление о своих обязанностях, правах, требуемых функциях. Каждый человек становится способен ответить на три вопроса:
    -Какой я специалист?
    -Что от меня хотят?
    -Как оценивается мой труд?

  • 4
    Предотвращение текучки кадров. Когда людям комфортно на своём рабочем месте, когда они удовлетворены течением трудовых  дней, они не захотят менять место работы. Поверьте, привычка – вторая натура. Если человек работает в радость, если ему приятно находиться в рабочем коллективе, мало какая альтернатива, даже в виде большей зарплаты, сможет заставить его покинуть текущее место работы.
3

Какие направления в  управлении адаптацией персонала существуют?

Любая форма адаптации проводится прежде всего для того, чтобы компания могла как можно быстрее увидеть плоды эффективного труда нового сотрудника. Корпоративная адаптация персонала нацелена на гармоничную интеграцию человека в социально-организационную среду компании.

Стоит для начала выделить два основных направления в управлении адаптацией персонала:

адаптация молодых сотрудников к новым условиям первичная и вторичная адаптация кадров
  • Первичная адаптация персонала. Предназначена для работников, которые не имеют опыта профессиональной деятельности и молодых выпускников ВУЗов;
  • Вторичная адаптация персонала. Необходима для специалистов в своей отрасли, которые были повышены в должности или пришли извне, но имеют опыт работы.
Здесь выбор сводится к тому, какие сотрудники составляют группу для адаптационных мер. Имеете ли вы дело с новыми молодыми специалистами, которым не хватает опыта и практики, или же перед вами “матёрые" профессионалы, которые успешно продвинулись вверх по карьерной лестнице.

Теперь давайте проведём анализ системы управления профессиональной адаптацией персонала. Мы посмотрим, какими способами осуществляется адаптация сотрудников на практике. Ведь многие руководители вовсе не знакомы с этим понятием.
виды адаптации молодых сотрудников тренинг консалтинг тимбилдинг
  • Тренинги

    Сотруднику наглядно объясняют, что от него требуется, как выполнить поставленную задачу, что делать при возникновении внештатной ситуации. При этом тренинги рекомендуется проводить не только в теоретической, но и в практической форме.
  • Контакт руководителя и подчинённых

    Начальник сам объясняет своим подчиненным, какого результата он от них ждёт, знакомит их со всеми тонкостями профессии, рассказывает о целях и принципах организации. Это помогает построить доверительные отношения в коллективе и сформировать атмосферу взаимоуважения.
  • Общественные поручения

    Новым специалистам можно доверить какие-либо общественные поручения, которые позволят им быстрее познакомиться с коллективом. Если адаптации в рабочем кругу не случится, сотрудник может оказаться “в стороне” от коллег, что приведет к серьезным проблемам.
  • Тимбилдинг

    Еще один способ ускорить вливание новичка в коллектив. Пример адаптации персонала таким способом – выезд на природу или прохождение какого-либо квеста всем отделом. Тимбилдинг – это отличный вариант для совместного времяпровождения, который позволит сотруднику скорее освоиться в коллективе, и поднимет настроение всем работникам отдела.
  • Корпоративный PR

    Обычно руководители уделяют огромное внимание рекламе компании на рынке услуг, представлению своей организации в лучшем свете перед другими людьми. Но при этом очень мало времени уделяется внутреннему PR! А ведь очень важно представить компанию во всей красе перед своими же сотрудниками. Люди должны почувствовать, какую важную миссию они выполняют, на благо какого ценного предприятия трудятся.
  • Постепенное усложнение задач

    Новичкам рекомендуется усложнять задачи постепенно. Начинать необходимо с простого и контролировать, как работник справляется с заданиями. Дальше можно ставить более сложные задачи. Так сотрудник плавно вольется в рабочий процесс.

4

В чём подвох популярных методов адаптации персонала?

Например, совершенно бессмысленно адаптировать демонстративного, социального человека к профессии бухгалтера. Этот человек никогда не сможет работать в изолированных от общества условиях. Ему совершенно не подходит работа с бумагами и документами. В таких условиях он невольно будет отвлекаться, допускать массу ошибок, подводя всю компанию. Общение для такого человека, как глоток воздуха.

А если мы посмотрим на доминантного сотрудника? Ну едва ли можно представить, как он аккуратно и лояльно находит подход к каждому клиенту, как очаровывает людей своей добротой, мягкосердечностью и деликатностью. Такие люди несут в себе потенциал агрессии, поэтому любая ситуация разногласия так или иначе будет вызывать в них раздражение. Нет смысла пытаться адаптировать доминанта к постоянным социальным контактам и взаимодействию с людьми. Обязательно найдётся тот, кто выведет его из себя, а это может стоит очень дорого вашей компании.

Также не будет никакого толку от попыток адаптировать творческого сотрудника к рутинной и монотонной деятельности. Если этому человеку не интересно то, чем он занимается, он никогда не будет эффективен. Скука для этих людей – страшнейшая пытка, и, как бы вы не старались, сколько бы ресурса не затрачивали на адаптацию такого человека, результат не увенчается успехом.

Никакие тренинги, мастер-классы, тим-билдинги и коучинг-сессии не помогут, если работа просто не подходит человеку. Поэтому грамотный руководитель всегда первоначально смотрит, какой сотрудник перед ним.
5

Стратегия грамотного руководителя в вопросе управления адаптацией персонала

Грамотный руководитель использует надежный способ первичной диагностики своих сотрудников. Сначала он получает подробное, развёрнутое представление о составе своего коллектива, а затем уже выбирает стратегию и метод адаптации персонала.

Где найти универсальный инструмент для комплексной психологической диагностики?

Команда Проф-Диалог с радостью представляет вашему вниманию самый надежный и полный психологический тест.
помощь молодым сотрудникам в адаптации повышение продуктивности кадров
Распределяйте ресурс грамотно!
Подходите к вопросу управления адаптацией кадров ответственно!


Руководитель получает самый развёрнутый и многогранный отчёт о каждом подчиненном:

Сильные и слабые стороны его личности 
Особенности его характера
Соответствие занимаемой должности 
Потенциал для развития 
Перспективность и инициативность 
Лояльность к организации 
Искренность и честность 
Факторы риска, которые человек может нести в себе 
Роль человека в команде 
Коммуникативные способности

Комплексная диагностика  рабочего коллектива

6

Реальные кейсы Проф-Диалог

  • Что сделано: Была проведена комплексная психологическая диагностика всех сотрудников. В результате было выявлено, что большинство подчиненных Аркадия имеют ярко-выраженный доминантный характер. Людям такого типа очень сложно постоянно находиться в коммуникации с окружающими. Они не очень любят общение. Более того, порой собеседник изматывает, раздражает доминантного человека, что может стать причиной открытой агрессии с его стороны.
  • Результат: Аркадий расформировал старый штат и с помощью диагностики Проф-Диалог подобрал сотрудников, для которых общение и социальные контакты являются естественной, неотъемлемой частью жизни. Такие люди полюбили свою работу, поскольку она соответствует типу их психики. Отдел Аркадия вышел на новый уровень и сейчас находится на стадии глобального расширения.
  • Что сделано: был предоставлен пакет тестов для первичной оценки кандидатов на должность. Это помогло Максиму на первом этапе отсеивать людей, которые не были настроены лояльно по отношению к компании, не рассматривали работу в данной организации для долгосрочной перспективы. После первичного отсева наши эксперты проводили ряд адаптационных мероприятий для новичков, что существенно снизило тревогу и напряжение молодых специалистов.
  • Результат: сотрудники почувствовали себя более комфортно на рабочем месте, смогли раскрыться и продемонстрировать свои способности на достойном уровне. Текучка кадров прекратилась, так как люди чувствовали себя на своем месте и не имели потребность менять работу.
Понравилась статья? Еще больше материалов в нашем блоге!