Если вы чувствуете, что вас
недооценивают на работе, вы не одиноки: 59% сотрудников говорят, что у них никогда не было начальника, который "по-настоящему
ценит" их. В ходе отдельного опроса 53% признались, что остались бы работать в своей компании дольше, если бы чувствовали большую признательность за свой труд.
Существование консультантов по вопросам благодарности говорит о
масштабах проблемы. Очевидно, что многие организации могут и должны делать больше для того, чтобы их сотрудники чувствовали, что их ценят.
Хотя
преимущества благодарности на работе
подтверждены документально, значительно меньше изучались типы сотрудников, которые более или менее склонны выражать ее. Недавно был проведен ряд исследований по изучению взаимосвязи между
организационной властью и благодарностью. Влияет ли наличие власти (например, статус руководителя или менеджера) на чувство и выражение благодарности? Если да, то почему?
В одном из исследований было
измерено количество благодарностей, выраженных авторами в разделе благодарностей к опубликованным статьям в академическом журнале за 40-летний период. Было обнаружено, что авторы
более высокого ранга (например, профессора по сравнению с доцентами) благодарили меньшее количество людей в своих опубликованных статьях. Такая же картина была обнаружена, когда с помощью программы было
проанализировано 136 215 комментариев, которыми обменялись 12 681 различных редакторов Википедии, чей уровень формальной власти в сообществе Википедии был разным: более влиятельные "
администраторы" выражали меньше благодарности, чем редакторы, не являющиеся
администраторами, которые имеют меньше прав на редактирование страниц.
Чтобы исключить возможность того, что люди с
более низким уровнем власти выражают больше благодарности просто потому, что они склонны получать больше благ и услуг, был проведен
эксперимент, в котором все, кроме
уровня власти участника, оставалось постоянным. В ходе эксперимента случайным образом распределили участников для выполнения серии заданий, которые играли роль подчиненного с низким уровнем власти или начальника с высоким уровнем власти в организационной симуляции с другими "
сотрудниками", распределенными по всей стране. Во время симуляции участники неожиданно
получали услугу от одного из других участников, которого мы назвали либо начальником, либо подчиненным. (В реальности один из исследователей играл эту роль и следовал сценарию).
После получения этой услуги у участников была возможность
пообщаться с исследователем под прикрытием в окне чата. В соответствии с другими результатами, участники в роли начальника с высокой властью выражали меньше благодарности во время общения с
"другим участником", чем участники в роли подчиненного с низкой властью. Они также сообщили, что испытывают меньшую благодарность за оказанную услугу.
В последнем эксперименте изучалось, почему люди с высокой и низкой властью выражают
разный уровень благодарности. Было обнаружено, что люди, обладающие более высокой властью, выражают меньше благодарности, потому что чувствуют, что имеют больше прав на услуги и блага от других, исходя из своего
более высокого положения в иерархии. В то же время люди с более низкой властью выражают больше
благодарности как способ культивирования более прочных отношений с влиятельными людьми.
В целом, результаты исследования свидетельствуют о том, что чем большей властью обладают члены организации на работе, тем меньше благодарности они, скорее всего, чувствуют и выражают из-за
повышенного чувства собственного достоинства и снижения озабоченности по поводу своих отношений с другими людьми.
Хорошая новость заключается в том, что руководители могут научиться чаще выражать благодарность. В тех случаях, когда они этого не делают, мы также предлагаем стратегии благодарности для всех сотрудников, особенно для тех, кто чувствует себя
недооцененным своими руководителями.