
Что представляет собой процесс оценки деятельности?
Процесс аттестации, проще говоря, это время в году, когда сотрудники оцениваются по их работе за последние шесть месяцев или один год, в зависимости от установленных для этого сроков. Процесс оценки эффективности проводится между сотрудником и его руководителем на первом этапе, а затем между руководителем и менеджером, прежде чем перейти к третьему этапу, в котором участвуют все вышеперечисленные лица, за исключением сотрудника, но с участием менеджера по персоналу. Различные этапы, составляющие цикл оценки, соответствуют различным стадиям процесса, кульминацией которого является окончательная оценка сотрудника.

Оценка и оценщик.
Самый важный этап - это само оценочное интервью между сотрудником и его руководителем. Сотрудник, которого оценивают, называется оцениваемым, а человек (обычно менеджер), который проводит оценку, называется оценщиком. Оценщик и оцениваемый готовятся к этому этапу путем проведения самооценки (оценщиком) и объективной оценки (оценщиком). Именно на этом этапе подробно обсуждаются наиболее важные достижения, а также вопиющие промахи оцениваемого, и обычно роль сотрудника в этом процессе ограничивается этим этапом.

Что является результатом процесса оценки?
Как было сказано выше, результатом процесса оценки является класс, который присваивается сотруднику, а также решение о повышении заработной платы или возможности получения премии. Как правило, организации делят год, в течение которого оценивается работа сотрудника, на два цикла, один из которых используется для принятия решения о повышении заработной платы, а другой - для принятия решения о размере премии, которую он получит за цикл. Таким образом, организации обеспечивают отсутствие дублирования в оценке сотрудника, а справедливая и сбалансированная оценка является желаемым результатом, хотя в реальности так происходит не всегда.

Недостатки процесса аттестации.
Успешное завершение процесса оценки зависит от того, насколько все участники подходят к нему с намерением внести позитивный вклад, а не привносить личные предубеждения и предрассудки. Эксперты в области управления обычно предписывают участникам ряд "до" и "после" для того, чтобы процесс прошел гармонично. Однако, как было отмечено выше, сам процесс не лишен недостатков, и ожидать от участников, что они всегда будут рациональны и объективны, действительно сложно. Кроме того, поскольку в большинстве организаций оценки выставляются по принципу, схожему с эквивалентом оценки в высшей школе: относительная оценка вместо абсолютного рейтинга, в процесс вкрадывается элемент конкурентного соперничества, что приводит к недовольству некоторых сотрудников.