1. Определите, почему вы слушаете.Существует огромное количество причин, по которым мы слушаем так, как слушаем: чтобы быть
эффективными, избежать конфликта, привлечь внимание, поддержать или просто развлечь. Когда эти причины постоянно (и, возможно, неосознанно) ставятся
во главу угла, мы упускаем из виду другие цели слушания.
Вступая в разговор, подумайте о том,
каковы цели беседы и как лучше всего
слушать в этот момент. Может быть, говорящий стремится к честной критике, аналитическому размышлению или эмоциональной связи? Возможно, у нас нет возможности
слушать полностью - т.е. мы слушаем поверхностно - и нам следует поделиться этим с собеседником, который, возможно, ищет большего, чем мы можем дать в этот момент.
2. Осознайте, как вы обычно слушаете.Наш "обычный" стиль слушания может
саботировать наши цели. Возможно, мы получали положительные отзывы за то, что всегда были эффективными, веселыми, внятными или поддерживающими, но используемый по умолчанию стиль может
препятствовать применению других стилей слушания для достижения других целей. Например, в условиях
дефицита времени часто требуется стиль слушания, ориентированный на задачу или критический, чтобы быстро принимать решения. Хотя такой стиль может быть постоянно эффективным на работе, он может дать
обратный эффект, если часто применяется дома по отношению к семье и друзьям, которым может понадобиться нечто большее, чем быстрая поддержка в принятии решений.
Ребенок: "Я не пойду сегодня в школу. У меня нет друзей".
Родитель: "Конечно, у тебя есть друзья! Тебя только что пригласили на день рождения Маши
. Сегодня на перемене поздоровайся с тремя новыми детьми".
Когда выражение эмоций встречается с ориентированным на задачу или
критическим стилем слушания, как в приведенном выше примере, мы можем упустить ценную возможность понять скрытые мотивы и проблемы и получить полезную информацию, выражая понимание и сопереживание. В таких ситуациях наставничество или ложное заверение, например, дружеское "у вас все будет хорошо", может заставить людей почувствовать себя
неуслышанными и отбить желание
делиться информацией.