Как исследование рынка труда способствовало открытию нового бизнес-направления?
Опыт кадрового агентства ВИЗАВИ Консалт.
Рассказываем, как сравнительный анализ системы привлечения, функционала и мотивации КМ компаний-конкурентов помогло спрогнозировать ФОТ и определить задачи будущих сотрудников нового направления бизнеса клиента.

Вводные по проекту
Клиент – лизинговая компания с долгой историей на рынке, один из лидеров сегмента.
В плане активное развитие нового направления бизнеса – корпоративные продажи. Под проект необходимо привлечь новую команду специалистов – клиентских менеджеров с аналогичным опытом работы (продукт, отрасль). Сложность в том, что Заказчик не владел достоверной информацией, как и каких специалистов подбирать к команду, какие задачи перед ними реально поставить, какой уровень дохода оптимален и какие бонусы и льготы будут преимуществом.
Команде ВИЗАВИ требовалось собрать информацию о системе привлечения, функционале и компенсационных пакетах КМ у компаний-конкурентов в более 15-ти городах РФ.
Какие задачи предстояло решить?
— Провести исследование открытого рынка труда
— Собрать информацию у действующих сотрудников компаний-конкурентов по более 70-ти вопросам
— Сохранить конфиденциальность, соблюсти сроки проекта и оптимальный объем опрошенных КМ для валидности результатов
— Аккумулировать и визуализировать полученные данные в PDF
— Презентовать отчет в формате zoom-встречи

Процесс работы и сложности проекта
Привлечение КМ для интервьюирования по различным каналам
В первую очередь были размещены вакансий на job-сайтах. В скором времени команда столкнулась с первой сложностью – интересующие Заказчика кандидаты не откликаются и в целом не интересуются сменой места работы – условия и задачи в текущих компаниях их устраивают.
Были подключены дополнительные ресурсы и каналы для привлечения. А именно:
— связь с кандидатами из собственной базы,
— активный поиск резюме и контактов специалистов, которые не находятся в активном поиске работы.
Объем работы увеличился.
Разделение общего объема вопросов на оптимальные блоки
Еще одна сложность проекта – количество параметров, по которым нужна была аналитика.
70+ вопросов – слишком большой объем для интервью с одним кандидатом. Консультанты проекта вынуждены были их ограничивать, что привело к увеличению необходимого числа кандидатов для сбора оптимального объема информации.
Проверка результатов и промежуточные итоги
Информация по каждому параметру была подтверждена 4-5 кандидатами, что гарантирует достоверность данных.
Заказчику были предоставлены:
— сводная таблица в Excel со всем объемом собранной информации,
— PDF-файлы с отдельными отчетами по городам и компаниям.
Финальная презентация и рекомендации
Результаты были представлены на онлайн-встрече представителям коммерческого блока и HR-службы Заказчика с развернутыми комментариями консультантов рабочей группы.
Также эксперты ВИЗАВИ поделились своими наблюдениями и предложениями по возможным решениям узких мест компании-клиента.

Ключевые цифры проекта
70+ вопросов, по которым нужно было собрать информацию
15+ городов, в которых требовалось провести исследование рынка
7+ компаний-конкурентов нужно было проанализировать
4 недели – срок реализации проекта
1,5 млн – стоимость проведённого исследования
Что получил клиент?
— Экономию внутреннего ресурса
— Независимое мнение о ситуации на рынке труда по конкретной специализации
— Профессиональные рекомендации по улучшению рекрутинговой воронки
— Понимание своего места среди конкурентов
— Детальную информацию для формирования ФОТ нового подразделения
— Понимание, где находится их система мотивации относительно конкурентов и что необходимо поменять
БОНУС: знание инструментов удержания персонала конкурентами и возможность корректировать свою систему привлечения.
Понимание реальной ситуации на кадровом рынке и владение инсайдерской информацией о компаниях-конкурентах дает весомое преимущество в борьбе за привлечение лучших специалистов. Чтобы получить эти ценные данные, рекомендуем проводить исследование рынка труда.