Мы запустили новый модуль для анкетирования и тестирования сотрудников – ProfMapper. Более 30 новых анкет и тестов, возможность конструировать свои опросники и многое другое!

Топ-5 ошибок руководителей при мотивации персонала

В период кризиса тема мотивации персонала для руководителей встает особенно остро! Денег на мотивацию нет! Что делать? Как удержать продуктивных сотрудников?

Материальная мотивация всегда важнее, чем нематериальная

Заблуждение многих руководителей! Материальная мотивация безусловно важна, без денег никто работать не будет. Но сколько бы вы ни платили, сколько бы ни повышали заработную плату, со временем сотрудники привыкают к выплачиваемой сумме и воспринимают как должное, поэтому ее значение и эффективность через определенный период существенно снижается, а сотрудники вновь ждут повышения вознаграждения. Материальная мотивация имеет краткосрочный эффект.

Нематериальная мотивация построена на потребностях человека в реализации творческих способностей, признании заслуг и уважении.
Например, на продуктивность людей творческих профессий материальная мотивация не оказывает существенного влияния, для них будет важно общественное признание, причастность к каким-то важным социальным проектам или историческая значимость их участия в работе.
Или, например, в отделе продаж работает сотрудник с демонстративными чертами характера. Для него важным стимулом и мотиватором к дальнейшей продуктивной деятельности будет не более высокий процент с продаж, а то, что вы его публично похвалите за хорошие результаты перед коллегами. Или разместите фото на доску почета, как лучшего сотрудника.

Нематериальная мотивация может быть одинаковой для всех людей

Не может! Нематериальная мотивация должна быть подобрана в соответствии с индивидуальным психотипом человека. Каждый сотрудник, который приходит в компанию, имеет свои цели, свои потребности, свои внутренние мотиваторы.
Например, для сотрудников, имеющих детей, будет мотиваций к эффективной деятельности, то, что они смогут получить оплачиваемый отгул или дополнительные дни к отпуску, чтобы побольше времени провести с семьей.
Или, если для сотрудника важны рост и развитие, для него хорошим мотиватором на продуктивную работу станет составление с ним плана его карьерного развития. Он будет знать, что при достижении более высокого профессионального уровня он будет повышен в должности или вы отправите его на обучение или курсы повышения квалификации.

Руководитель, выбирая нематериальную мотивацию, исходит из своих субъективных представлений о том, что будет хорошо

Большая ошибка выбирать нематериальную мотивацию исходя только из своих предпочтений.
Например, руководитель ведет активный образ жизни, занимается спортом, любит плавание, и считает, что абонемент в бассейн будет лучшим поощрением для всего коллектива. Он считает, что если это нравится ему, значит должно нравится всем.
Что может произойти? Руководитель оплачивает всему коллективу абонементы, а посещает только 1/3 сотрудников, потому что остальные не любят плавание, не хотят раздеваться перед своими коллегами, а кто-то просто не умеет плавать.
Выход из данной ситуации простой: если хотите проявить заботу, и чтобы это было действительно мотивацией для персонала, спросите, кто какой спорт предпочитает. Сделайте несколько вариантов на выбор. Например: бассейн, спортзал, йога и спа-салон. Пусть сотрудники сами выберут свое направление. В результате вы сэкономите деньги, так как найдутся те, кто никуда не пойдет. Однако у них останется приятное ощущение, что их мнение спросили. А те, кто захочет приобщиться к спорту, также останутся удовлетворены тем, что занимаются там, где им нравится. И у них не будет чувства, что им что-то навязали.

Показывать сотрудникам, что они обязаны только подчиняться и не могут свои идеи внедрять в развитие компании

Неправильно! Если вы хотите, чтобы все сотрудники вам безоговорочно подчинялись, тогда нужно подобрать сотрудников определенного типа характера, которые будут безынициативными, делающими только то, что им скажет руководитель, у которых будет низкий уровень мотивации и которые будут ориентированы на то, как бы побыстрее уйти с работы. Если вы хотите получить нерезультативный персонал и привести компанию к развалу, тогда можете постоянно заставлять свой персонал безоговорочно подчиняться.
Чтобы ваши сотрудники были эффективными и приносили прибыль компании, дайте им возможность вносить свои предложения и делиться своими идеями. Организовывайте раз в неделю «идейные совещания»: пусть каждый из сотрудников выскажет свое мнение или идею как привести компанию к более высоким показателям. Дайте возможность персоналу стать частью компании. После таких планерок вы увидите, сколько идей и интересных вариантов развития вашего бизнеса вы сможете взять себе на вооружение и применить.

Невнимание к сотрудникам

Это также серьезная ошибка! Руководитель направляет свое внимание на финансовые показатели, стратегическое планирование, а сотрудники в этом случае становятся лишь инструментом для достижения цели. В компании руководитель находится на недоступной высоте.
Например, показатели эффективности работы кого-то из сотрудников снизились, но не из-за того, что он стал профессионально непригодным, а из-за внутреннего конфликта.
Что делать c таким сотрудником? Увольнять? Нет, иногда достаточно пообщаться и выяснить причину мотивационного спада и помочь разрешить эту проблему. Вместо того, чтобы вновь тратить деньги на поиск и адаптацию нового человека.
Показать, где пообедать и где раздевалка, недостаточно. Каждый новый сотрудник нуждается в адаптации. С первого дня его необходимо «вписать» в коллектив, познакомить с коллегами, с руководством, с корпоративной культурой компании. То есть HR-менеджер должен стать наставником, который в любую минуту готов прийти на помощь, подсказать и сделать все, чтобы новичок, как можно быстрее стал своим в коллективе. К сожалению, во многих компаниях такого подхода нет. В результате компанию покидают ценные кадры.
Чтобы нематериальная мотивация была наиболее действенной, нужно учитывать личностные качества сотрудников. Систему мотивации персонала нужно формировать, опираясь на роль и тип сотрудников в вашем бизнесе.