С развитием технологий компаниям, работающим на цифровых платформах, становится все проще найти клиентов по всему миру. Такая легкость доступа может привести к тому, что масштабирование может показаться легким - в конце концов, виртуальные рынки по своей природе не имеют границ, и поэтому для таких компаний может быть заманчивым рассматривать весь мир в качестве целевого рынка с самого начала. Однако в действительности, когда речь заходит о расширении бизнеса на платформе за пределы своей домашней базы, возникают серьезные проблемы.
Для изучения этих проблем был проведен ряд количественных и качественных исследований, включая анализ данных о мобильных приложениях из магазинов приложений в более чем 50 странах, нормативных документов и инвестиционных записей, а также было проведено более 100 часов интервью с руководителями таких компаний-платформ, как Xiaomi, Dropbox и ByteDance.
В результате проведенного исследования были определены три важнейшие области, которые следует учитывать компаниям-платформам при выходе на международный рынок: стратегия привлечения пользователей, организационная структура и бизнес-среда.
Стратегия привлечения пользователей. Бизнес-модели платформ, как правило, в значительной степени зависят от сетевых эффектов для расширения базы пользователей. К сожалению,как показали исследования, сетевые эффекты имеют тенденцию снижаться при пересечении границ. Например, китайские пользователи на сайте потокового вещания Bilibili могут привлечь других китайских пользователей, но они вряд ли привлекут много зарубежных пользователей, что ограничивает возможности платформы по расширению за пределами Китая. Для расширения за пределы существующей сети клиентов необходимы более согласованные стратегии привлечения пользователей.
В частности, юыло обнаружено несколько распространенных "подводных камней", которые могут помешать платформам привлекать местных клиентов. Во-первых, хотя многие платформы в значительной степени полагаются на алгоритмы, призванные автоматизировать привлечение пользователей, это не та проблема, которую можно решить только с помощью искусственного интеллекта. Эти алгоритмы ИИ могут помочь платформам нацелить контент на пользователей в их родной стране, но более традиционные меры, такие как маркетинговые исследования или онлайн-эксперименты, часто имеют решающее значение при выходе на новые рынки, по которым у платформ, скорее всего, меньше соответствующих данных.
Например, хотя дочерняя компания Alibaba Lazada имела доступ к продвинутым поисковым рекомендациям на основе искусственного интеллекта, на многих мировых рынках ее опередил гораздо более мелкий Shopee, который больше полагался на местные управленческие знания, чем на импортные технологические решения. Аналогичным образом, хотя такие платформы, как TikTok и Twitch, известны своим мощным алгоритмическим таргетингом контента, они привлекают пользователей со всего мира, дополняя эти системы инвестициями в поиск локализованного контента, такого как музыка, новости, рецепты, шутки, советы по фитнесу и медицинские консультации, которые соответствуют уникальным потребностям и интересам различных сегментов потребителей.
Кроме того, компании, работающие с платформами, должны уделять первоочередное внимание приобретению не только конечных пользователей, но и создателей контента, стримеров, продавцо или комплементаторов контентов, которые будут наполнять их платформы. В то время как зрелые платформы легко привлекают дополнительных пользователей, новым платформам, возможно, придется инвестировать значительные ресурсы в привлечение таких партнеров. YouTube, например, довольно успешно привлекает как пользователей, так и комплементаторов в разных странах, в то время как TikTok разместил на своей платформе платных создателей контента на многих международных рынках. Другие платформы, такие как Clash, начинали с того, что платили всем своим комплементаторам. Платформы могут также рассмотреть возможность предложить существенную поддержку своим комплементатора в обмен на эксклюзивный контент в ведущих категориях рынка своей страны, поскольку такие альянсы могут помочь создать четкое позиционирование на рынке, которое необходимо для привлечения и удержания пользователей.
Наконец, многие платформенные компании пытаются возглавить глобальную экспансию с помощью однородных команд руководителей, набранных в своих странах. Эти лидеры часто имеют ограниченное знакомство с иностранными рынками, что тормозит усилия по международному росту. Как показывает борьба между Lazada и Shopee, очень важно наделять полномочиями местных менеджеров, которые лучше понимают и адаптируются к потребностям конкретной страны. Например, местные менеджеры Shopee применили такие тактики, как введение "геймифицированного" опыта покупок, привлекательного для определенных категорий покупателей, разработка кампаний, посвященных таким праздникам, как Ид, и партнерство с местными знаменитостями, такими как BlackPink. Действительно, даже такие чисто цифровые платформы, как Dropbox и Salesforcе (которым не требуется никакой физической инфраструктуры на своих международных рынках), начали открывать офисы по всему миру - и наделять местных специалистов полномочиями по руководству этими офисами - чтобы помочь им быть в курсе меняющихся потребностей местных клиентов.
Чтобы справиться с этими рисками, платформы должны начать с понимания местных проблем. В то время как типичный план действий по расширению цифровых платформ обычно сосредоточен на приоритете технологического совершенства, обеспечении преимущества первого игрока и агрессивном привлечении пользователей, такой подход может привести к обратным результатам при навигации по сложному международному ландшафту. При глобальной экспансии компаниям-платформам следует позаимствовать несколько приемов у обычных транснациональных корпораций, таких как наем компетентного местного персонала, налаживание отношений с лицами, принимающими решения, предоставление государственных услуг, увеличение местной добавленной стоимости и создание альянсов с местными игроками в разных отраслях.