Человеческие ресурсы - это, несомненно, ключевые ресурсы организации, которыми, с одной стороны, легче всего, а, с другой стороны, сложнее всего управлять! Цели HRM охватывают все этапы - от оценки потребностей в рабочей силе до управления и удержания персонала. Для этого управление человеческими ресурсами отвечает за эффективную разработку и внедрение различных политик, процедур и программ. Речь идет о развитии и управлении знаниями, навыками, творчеством, способностями и талантами и их оптимальном использовании.
Управление человеческими ресурсами не ограничивается только управлением и оптимальным использованием человеческого интеллекта. Оно фокусируется также на управлении физическим и эмоциональным ресурсом сотрудников. Учитывая все эти тонкости, сфера применения HRM расширяется с каждым днем.
Она охватывает, но не ограничивается кадровым планированием, наймом (наймом и отбором), обучением и развитием, управлением заработной платой, вознаграждениями и поощрениями, производственными отношениями, рассмотрением жалоб, юридическими процедурами и т.д. Другими словами, можно сказать, что речь идет о развитии и управлении гармоничными отношениями на рабочем месте и установлении баланса между целями организации и индивидуальными целями сотрудников.
Сфера применения HRM обширна и имеет далеко идущие планы. Поэтому очень трудно дать ей краткое определение. Тем не менее, мы можем классифицировать ее по следующим направлениям:
HRM в управлении персоналом: это, как правило, прямое управление трудовыми ресурсами, которое включает планирование трудовых ресурсов, найм (набор и отбор), обучение и развитие, введение в должность ротацию, продвижение по службе, компенсацию, увольнение и сокращение, производительность труда. Общая цель здесь заключается в обеспечении индивидуального роста, развития и эффективности персонала, что способствует развитию организации. Сюда также входит оценка результатов работы, развитие новых навыков, выплата заработной платы, стимулов, пособий, политика и процедуры, связанные с командировками, и другие сопутствующие действия.
HRM в обеспечении благосостояния сотрудников: этот конкретный аспект HRM касается условий труда и удобств на рабочем месте. Сюда входит широкий спектр обязанностей и услуг, таких как службы безопасности, здравоохранения, фонды социального обеспечения, социального страхования и медицинского обслуживания. Сюда также входят назначение ответственных за безопасность, создание благоприятных условий для работы, устранение опасностей на рабочем месте, поддержка со стороны высшего руководства, безопасностьтруда, охрана оборудования, чистота, надлежащая вентиляция и освещение, санитария, медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по производственной травме, пособия по травме, пособия по беременности и родам, пособия по безработице и семейные пособия. Это также относится к надзору, консультированию сотрудников, установлению гармоничных отношений с работниками, образованию и обучению. Благосостояние сотрудников - это определение реальных потребностей сотрудников и их удовлетворение при активном участии как руководства, так и сотрудников. В дополнение к этому, оно также заботится о столовых, яслях, комнатах отдыха , жилье, транспорте, медицинской помощи, образовании, здоровье и безопасности, местах отдыха и т.д.
HRM в сфере производственных отношений: поскольку это очень чувствительная область, она требует осторожного взаимодействия с профсоюзами работников, рассмотрения их жалоб и эффективного разрешения споров для поддержания мира и гармонии в организации. Это искусство и наука понимания трудовых отношений (профсоюз-менеджмент), совместных консультаций, дисциплинарных процедур, решения проблем взаимными усилиями, понимания человеческого поведения и поддержания рабочих отношений, коллективных переговоров и урегулирования споров.
Основная цель - защита интересов работников путем обеспечения наивысшего уровня взаимопонимания в той степени, которая не оставляет негативных последствий для организации. Речь идет о создании, развитии и продвижении промышленной демократии для защиты интересов как работников, так и руководства. Область применения HRM чрезвычайно широка, поэтому не может быть описана кратко. Однако, для удобства и развития понимания предмета, мы разделим его на три категории, упомянутые выше.