Научитесь считывать ключевую информацию о кандидате или сотруднике за минуту общения. Бесплатный трехдневный вебинар 24, 25, 26 января
HR-блог Проф-Диалог

Расцвет временной работы и фриланса/экономики совместного пользования

HR-заметки
Зарождающаяся экономика Uber.
Большинство из нас, если не все, слышали об агрегаторе такси Uber. Любой, кто ездил с водителями, связанными с Uber, знает, что такси и водители, работающие на компанию, - это не штатные сотрудники, а практически все, у кого есть автомобиль и кто "подписал контракт" с компанией на неполный рабочий день.
Это бизнес-модель, в которой, в отличие от традиционной модели аренды такси, Uber работает, позволяя любому человеку зарегистрироваться у них и работать на них на внештатной основе. Аналогичным образом, эта "модель совместного использования" сейчас перенимается другими компаниями, такими как AirBnB, которая позволяет владельцам домов сдавать свои свободные комнаты в качестве номеров мотелей "Bed and Breakfast" без необходимости превращать свои дома в полноценные отели.

Кроме того, существует множество сайтов фриланс-работы, таких как Upwork-Elance, Craigslistи People per Hour, которые "соединяют" фрилансеров с потенциальными клиентами и тем самым "облегчают" обмен работой между покупателями и продавцами на основе частичной занятости. По некоторым оценкам, почти треть всей рабочей силы в США сейчас занята в той или иной форме внештатной работой.

работа на фрилансе удаленный график

Рост временной экономики и ее последствия для работников.

Это имеет последствия для будущего поколения работников, которые поймут, что "пожизненная занятость" и стабильная и надежная работа остались в прошлом. Вместо этого девизом будущего станет обмен своими навыками и опытом через онлайн и мобильные порталы с потенциальными покупателями за определенную плату, при этом режим работы будет временным и лишенным каких-либо долгосрочных контрактных и стабильных рабочих соглашений.

Работодатели получают больше выгоды, чем работники.

Тенденция увеличения числа случаев, когда работодатели нанимают работников на временную работу на короткий срок без каких-либо долгосрочных обязательств и без необходимости оплачивать их медицинское обслуживание, социальное обеспечение, пенсии и другие льготы, характерные для долгосрочной занятости, означает, что работодатели экономят огромные суммы денег.

Кроме того, они могут нанимать сотрудников в соответствии с сезонным спросом и при возникновении проекта, вместо того чтобы нанимать работников и держать их на "скамейке запасных" до завершения проекта. Нанимая сотрудников на временную работу, работодатели уже экономят на льготах, к этому добавляется чисто временный характер работы, что приводит к экономии в самых разных областях, начиная от незанятых мощностей и заканчивая более легким наймом и увольнением.

Таким образом, временная экономика или гиг-экономика действительно выгодна работодателям, и одной из причин, по которой работодатели во всем мире стремятся к временной работе, являются весьма ощутимые преимущества, которые они получают от этой бизнес-модели.
преимущества временной работы

Прощание со стабильной и безопасной долгосрочной работой.
 
С другой стороны, работникам становится все труднее, поскольку у них больше нет так называемой стабильной и надежной работы. Вместо этого они кочуют от задания к заданию и от подработки к подработке, все время оставаясь на периферии. Хотя работодатели утверждают, что цена на временную работу выше и что работники получают выгоду, неоспоримо, что выше становится и конкуренция со стороны работников, многие из которых (особенно из менее развитых стран) соглашаются на более низкую оплату. Поэтому многие квалифицированные работники из развитых стран получают "двойной удар" - снижение заработной платы и отсутствие надежной и стабильной работы.
 
Работникам всего мира лучше быть готовыми.
 
Действительно, глобализация и технологический прогресс означают, что любой работодатель в любом месте может нанять работников для временной работы в любое время и отовсюду. Если речь не идет о чисто географически зависимой работе, как, например, в Uber, большинство работ, доступных в гиг-экономике, можно выполнять из любого места. Хотя это открывает возможности для работников из стран третьего мира, поскольку все, что им нужно, это стабильное электропитание и подключение к Интернету, способность много работать, а также быть новаторами и изобретателями, то же самое нельзя сказать о работниках из развитых стран, которые вынуждены бороться с проблемами отсутствия постоянной работы и, что самое неприятное, с вполне реальной перспективой снижения заработной платы как в абсолютном, так и в относительном выражении.
 
Развивающуюся временную экономику по-разному называют экономикой Uber и гиг-экономикой, и реальность для работников во всем мире такова, что в будущем работа и труд не будут чем-то само собой разумеющимся, а наоборот, придется работать больше, быть все время проворным и ловким, чтобы оставаться конкурентоспособным. Действительно, даже работники в развивающихся странах должны быть начеку, чтобы не столкнуться с конкуренцией со стороны еще более низкооплачиваемых работников из низов. Эта означает, что если человек постоянно не изобретает себя, нет никакой гарантии, что он сможет постоянно находить работу.
 
сохранить конкурентоспособность на удаленке

Как работники могут сохранить конкурентоспособность.
 
Хотя анализ идеологических аспектов зарождающейся экономики выходит за рамки данной статьи, тем не менее, факт остается фактом: то, что мы наблюдаем, - это трансформация самой работы и пересмотр "социального контракта" между работниками и работодателями. Поэтому наш совет будущим выпускникам и тем, кто выходит на рынок труда, заключается в том, чтобы постоянно повышать свою квалификацию и развивать тот "фактор X", который выделит их среди конкурентов, чтобы оставаться в выигрыше.
 
В заключение мы хотели бы отметить, что все работники должны осознать, что старые добрые времена стабильной и надежной занятости превращаются в безжалостный рынок труда, где способность предложить более низкую цену, способность выйти за рамки удовлетворенности клиента, а вместо этого стремиться к восторгу клиента и его "вау" - это то, что сослужит им хорошую службу в будущем.